Демонстрационная версия ЕГЭ—2025 по истории
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) принятие Соборного уложения
Б) поход хана Тохтамыша на Москву
В) X съезд РКП(б)
Г) завершение Сталинградской битвы
1) 1382 г.
2) 1480 г.
3) 1649 г.
4) 1730 г.
5) 1921 г.
6) 1943 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Установление режима консульства во Франции.
2. Созыв первого Земского собора.
3. Начало создания уездных земских собраний.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) Гражданская война
Б) раскол в Русской Православной Церкви
В) Отечественная война 1812 г.
Г) борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича
1) разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму
2) сражение под Малоярославцем
3) битва при Молодях
4) Соловецкое восстание
5) убийство князей Бориса и Глеба
6) создание Тройственного союза
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
|---|---|---|
| Херсон | _______________(А) | ______________(Б) |
| _______________(В) | Строительство первой в мире атомной электростанции | ______________(Г) |
| Березов | __________________(Д) | 1720-е гг. |
| _______________(Е) | Присоединение города к России в результате войны с Османской империей | 1810-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Воронеж
2) Обнинск
3) вхождение в состав Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции (СВО)
4) 2020-е гг.
5) Кишинёв
6) 1950-е гг.
7) ссылка А. Д. Меншикова
8) строительство Транссибирской магистрали
9) 1980-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
(ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)
А) учреждение первых коллегий
Б) Курская битва
В) издание первого общерусского Судебника
Г) Специальная военная операция (СВО)
1) З. А. Космодемьянская
2) Пётр I
3) Екатерина II
4) И. Н. Кожедуб
5) Иван III
6) В. А. Жога
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из записок иностранца.
«В <…> году его царское величество решил предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большою свитою, состоявшею, между прочим, из разных князей и вельмож его государства, двух или трёх послов, священников и других должностных лиц. Одни из них ехали в Германию и Вену к германскому императору, другие же — в Италию и Рим к папе; сам же он со многими из вышеупомянутых господ отправился в Голландию и Англию. Но в газетах не смели сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии, а писалось всегда: «великое московское посольство» или «некоторые князья из великого посольства его царского величества» были здесь или там...
Его свита говорила, что они, вероятно, останутся всю зиму в Зандаме, чтобы усовершенствоваться в кораблестроении и других ремёслах...
Его царское величество осматривал с большим вниманием корабельные верфи и лесопильные мельницы и, между прочим, отправился на мельницу под названием de-kok (повар), чтобы видеть, как изготовляется белая бумага.
Один правдивый амстердамский торговец рассказывал мне, что какой-то купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя за работой плотника и поэтому обратился к корабельному мастеру верфи с просьбой, чтоб тот допустил его и дал ему возможность удовлетворить своё любопытство. Его просьба была исполнена».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из целей посольства, упоминаемого в тексте, был поиск союзников для противостояния Османской империи.
2) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первой четверти XVIII в.
3) Упоминаемый в тексте русский царь единолично правил страной с 1682 г.
4) Одним из упоминаемых в тексте «двух или трёх послов» был А. Л. Ордин-Нащокин.
5) В ходе описываемого путешествия русский царь совершенствовал своё мастерство корабельного плотника на голландской верфи.
6) Русский царь принимал участие в описываемом в отрывке путешествии под вымышленным именем.
Ответ:
Установите соответствие между произведениями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Слово о законе и благодати»
Б) «Домострой»
В) опера «Князь Игорь»
Г) повесть «Собачье сердце»
1) Автор является основоположником русской национальной оперы.
2) Действие произведения происходит в 1920-х гг.
3) Автор — член творческого содружества «Могучая кучка».
4) Автор был выслан из СССР в эпоху «застоя».
5) Автор был современником Ярослава Мудрого.
6) Произведение создано в XVI в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Событие, юбилею которого посвящён плакат, произошло в тысяча девятьсот _____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот _____________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Укажите фамилию российского военачальника, в честь которого была названа военная операция советских войск, проводившаяся в районе, обозначенном на схеме цифрой «1».
Ответ:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в тексте.
«Большую роль в операции по освобождению ____________ сыграли действия 2-й ударной армии Ленинградского фронта под командованием Ивана Федюнинского. Эта армия ранее вела боевые действия под Нарвой и была оперативно переброшена под ____________ в связи с изменением обстановки. Когда советские войска были на подходе к ________________, командование противника осознало полную бесперспективность дальнейших боёв на этом направлении и приказало провести операцию, предусматривающую эвакуацию и отступление немецких войск».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками была освобождена Братислава.
2) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, союзники СССР открыли Второй фронт во Франции.
3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками был освобождён Крым.
4) Война, часть событий которой отражена на схеме, началась с нападения Германии на страну, обозначенную на схеме цифрой «4».
5) Цифрой «3» на схеме обозначен район Корсунь-Шевченковской операции советских войск.
6) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, была полностью снята блокада с города, обозначенного цифрой «2».
Ответ:
Укажите десятилетие, когда произошли описываемые события. Укажите высшего руководителя коммунистической партии в СССР в этот период. Укажите название правительства СССР в этот период.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Чем была хороша, по мнению автора воспоминаний, его работа в должности «учёного корректора»? Каково было, по мнению автора, последствие паспортизации для дворцов, расположенных в пригородах Ленинграда? Какое обстоятельство согласно данному отрывку спасло автора воспоминаний от выезда из Ленинграда?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите киевского князя, по приказу которого был основан город, юбилею которого посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда был основан город, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где находится данный памятник архитектуры.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
| ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
|---|---|
| А) | «Слушал радиопередачу. Вчера состоялось торжественное собрание, посвящённое годовщине Октября. Сегодня состоялся парад частей Красной армии. Нет, я не ослышался. Это правда, правда! Парад перед лицом наступающего врага, в условиях, когда фашистские полчища рвутся в столицу. И там... выступил от имени ЦК партии и правительства товарищ Сталин. С трибуны Мавзолея великого Ленина, поздравляя воинов Красной армии, советский народ с 24-й годовщиной Октябрьской социалистической революции, Сталин призвал громить гитлеровских захватчиков, заявив о непоколебимой вере в победу. Значит, [город] стоит и стоит уверенно и стойко. Это всем нам придаёт много бодрости, удесятеряет наши силы». |
| Б) | «Фашистские войска всё ближе и ближе приближались к городу, стараясь взять его в свои клещи. Гитлер стянул сюда свои лучшие и отборные войска и кинул на захват [города] почти треть своих дивизий... По указанию Гитлера они готовились к 7 Ноября. В день годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции он рассчитывал провести парад немецких войск на Красной площади. Но многочисленные планы гитлеровцев провалились... Несмотря на огромную опасность, нависшую над [городом], жители города не унывали. Заняв оборону на ближних подступах к городу, добровольцы усердно принялись за учёбу, работу, несение караульной службы. Рылись окопы, рвы, блиндажи. И вскоре город был окутан густой сетью противотанковых рвов, заграждений из проволоки, окопов, огромным количеством зелёных, деревянных и бетонных блиндажей, ставших непроходимым препятствием для фашистских захватчиков». |
Укажите название битвы, о событиях которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите месяц и год начала этой битвы. Что, согласно одному из отрывков, собиралось осуществить фашистское командование 7 ноября?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В 1830–1831 гг. произошло восстание в Царстве Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите:
а) причину восстания, связанную с влиянием политических событий в других странах;
б) политическое последствие восстания для Царства Польского;
в) последствие восстания для развития высшего образования в Российской империи.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве экономической политики Николая I и Александра III по
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России в XVII в. и в английских колониях в XVIII в. изменения в налоговой политике государства вызвали недовольство населения и повлекли социальные выступления: один аргумент для России и один для колоний Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для колоний Англии: _______________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.