ЕГЭ по истории 05.06.2023. Основная волна. Вариант 2
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) избрание Бориса Годунова на царствование
Б) Пражская операция
В) Брусиловский прорыв
Г) создание Государственного совета
1) 1810 г.
2) 1905 г.
3) 1598 г.
4) 1941 г.
5) 1945 г.
6) 1916 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) княжение Дмитрия Донского
2) замена коллегий министерствами в России
3) начало Реформации в Германии
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) политика «военного коммунизма»
Б) экономическое развитие XVII в.
В) внутренняя политика первой четверти XVIII в.
Г) политическая раздробленность
1) образование Новгородской республики
2) запрет частной торговли
3) присоединение Твери к Московскому княжеству
4) издание Новортогового устава
5) издание Генерального регламента
6) введение золотого червонца
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие |
|---|---|---|
| _______________(А) | Заключение мира между Россией и Речью Посполитой | ________________(Б) |
| Деревня Лесная | ________________(В) | 1700-е гг. |
| р. Калка | _______________(Г) | 1220-е гг. |
| _______________(Д) | Поход под предводительством атамана Ермака | _______________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1680-е гг.
2) битва против крымских татар
3) р. Иртыш
4) р. Амур
5) 1660-е гг.
6) сражение с монгольским отрядом
7) 1580-е гг.
8) Андрусово
9) сражение против шведского войска
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) разгром печенегов
Б) I съезд народных депутатов
В) Московская битва
Г) Создание военных поселений
1) М. С. Горбачев
2) Владимир Мономах
3) А. А. Аракчеев
4) А. Х. Бенкендорф
5) И. В. Панфилов
6) Ярослав Мудрый
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника.
«... Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хо чу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мёд и рабы". Отвечала ему Ольга: "Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?" — ибо она уже разболелась. И сказала: "Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь". Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на вы бранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. <...> Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдёте к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошёл к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира"... И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Влади мира". Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Источником, из которого приведён данный отрывок, является «Повесть временных лет».
2) События, о которых говорится в отрывке, произошли в IX веке.
3) Несмотря на завещание Ольги, её похоронили в соответствии с языческими традициями.
4) Святослав действительно перенёс столицу из Киева в город, упомянутый в отрывке, на 10 лет.
5) Автор пишет, что новгородцы требовали от Святослава прислать к ним князя, предупреждая, что в случае отказа Святослава они самостоятельно призовут князя в Новгород.
6) Сразу после смерти Святослава киевским князем стал тот из его сыновей, которого сам Святослав при жизни посадил в Киеве.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Дом Пашкова
Б) Памятник «Воину-освободителю»
В) Десятинная церковь
Г) Летний дворец в с. Коломенском
1) Данный памятник культуры был создан в период правления Михаила Федоровича
2) Данный памятник культуры был разрушен в ходе нашествия Батыя
3) Данный памятник культуры находится в Волгограде
4) Данный памятник культуры создан в стиле классицизма
5) Данный памятник культуры находится в Берлине
6) Данный памятник культуры был создан в период правления Алексея Михайловича
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пропуск: «События, которым посвящен плакат, произошли в тысяча девятьсот _______________ году».
Ответ:
Ответ:
Укажите название государства-союзника России, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ:
Укажите название города, пропущенное в тексте. Ответ запишите в именительном падеже.
«В ноябре 1915 года произошла высадка в _________, на территории Греции, англо-французского экспедиционного корпуса. Помощь союзников сербской армии оказалась запоздалой. Основной причиной задержки было отсутствие свободных сил союзников из-за критической ситуации на Западном фронте. К концу 1915 года Сербия была оккупирована, а войска Антанты отошли в район города ___________. Союзникам противостояли 2 болгарские армии, усиленные германскими частями — всего 13 пехотных дивизий.»
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными?
1) Действия войск противника Российской империи, обозначенные на схеме, стали причиной событий, вошедших в историю как «Великое отступление» русской армии.
2) После окончания данной войны город, обозначенный на схеме цифрой «1», стал столицей независимого государства.
3) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», вступило в данную войну на стороне Германии.
4) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «5», вступило в данную войну в год её начала.
5) В год, к которому относятся события, обозначенные на схеме, противник России занял г. Бердичев.
6) Участником событий, обозначенных на схеме стрелками, был генерал М. Д. Скобелев.
Ответ:
Укажите генерального секретаря, который начал руководить страной в год, когда была произнесена речь. Укажите название высшего органа исполнительной власти СССР. Укажите количество союзных республик.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое изменение, по мнению автора, произошло в первые в истории государства? Назовите новую историческую общность, о появлении которой заявляет автор? Какое мнение высказывает автор о состоянии национального вопроса в государстве?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите руководителя СССР, при ком выпущена медаль. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите цифру, которой обозначен деятель культуры, живший в то десятилетие, когда был запущен спутник из предыдущего задания?
Запишите цифру, которой обозначен данный деятель культуры, и назовите одно любое его произведение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «8 апреля штурм крепости с воздуха продолжался. За четверо суток советская авиация совершила более 14 тыс. боевых вылетов и сбросила на врага 4440 тонн бомб. Военнопленные подтвердили большую эффективность ударов нашей авиации. Так, один из старших офицеров, находившийся в крепости в качестве авиационного представителя верховного немецкого командования, показал, что «авиация была одной из причин, которая заставила генерала Ляша сказать — дальше сопротивляться бессмысленно». Операция по взятию крепости по срокам её проведения была очень короткой. Но по своему характеру, количеству привлекаемых сил авиации, массированному её применению и результативности действий она явилась как бы генеральной репетицией штурма Берлина — последней крепости фашистской Германии в развязанной ею агрессивной войне».
Б) «Мы с генералом Людниковым утром 13 января заранее прибыли на наблюдательный пункт армии. Из докладов командиров следовало, что войска готовы к наступлению. Температура воздуха была подходящей около 8 градусов мороза, снег прекратился. Однако серьёзное беспокойство вызывало то, что из-за надвигавшегося плотной стеной со стороны моря тумана видимость снизилась до 50−60 метров, что исключало применение авиации и ведение прицельного артиллерийского огня. Людников доложил об этом обстоятельстве командующему фронтом. Генерал Черняховский тоже был этим обеспокоен, но своё решение подтвердил: наступать! Да и сделать что-либо другое было уже невозможно.
Наступление началось: наши части сравнительно быстро ворвались в первую траншею, а затем, в острых схватках, доходивших до рукопашного боя, целиком овладели его первой позицией».
Укажите название наступательной операции, в ходе которой происходили события, о которых идёт речь в отрывках. Укажите любой из советских фронтов, вооружённые силы которого принимали участие в операции, о событиях которой идёт речь в обоих отрывках. Какой фактор, по свидетельству автора одного из отрывков, ускорил капитуляцию фашистских войск в ходе операции, о событиях которой идёт речь в обоих отрывках?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В XV в. в Московском княжестве состоялась феодальная война. Укажите,
а) причину войны, связанную с завещанием Дмитрия Донского;
б) причину войны, связанную с порядком престолонаследия;
в) причину войны, связанную с влиянием Великого княжества литовского на Московское княжество.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Континентальная блокада». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике СССР 1945−1953 и 1953−1964 гг. по какому-либо признаку (признакам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Развитие художественной культуры всегда испытывает влияние процессов, происходящих в обществе. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что процесс демократизации общественной жизни в России и Франции во второй половине XIX века отразился на развитии изобразительного искусства этих стран: один аргумент для России и один для Франции.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Франции: ________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.