Часть 3
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
1) Александр Невский;
2) П. И. Багратион;
3) В. И. Ленин:
4) Мао Цзэдун.
Александр Невский (1220-1263)
Основные направления деятельности:
1. 1228-1229 гг. князь Новгородский
2. 1249 — 1263 гг. Великий князь Киевский
3. 1242 г. – князь Псковский
4. 1249 — 1263 гг. Великий князь Владимирский
5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)
6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Бату.
7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды
8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью
Итоги:
1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды
3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения рус-ской государственности
4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой
Багратион Пётр Иванович (1765— 1812), князь, российский военачальник, герой Отечественной войны 1812 г.
Основные направления деятельности: Багратион участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 гг. и польской кампании (1793—1794 гг.). Во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова (1799 г.) он командовал авангардом русской армии.
В войнах с Францией 1805 г. и 1806—1807 гг. Багратион успешно командовал арьергардом русской армии, В русско-турецкой войне 1806—1812 гг. он был главнокомандующим Молдавской армией, а с 1812 г. командовал 2-й Западной армией. В начале Отечественной войны 1812 г. Багратион, получив приказ не вступать в бои с превосходящими силами противника, сумел вывести свою армию к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией, но резко выступал против требования М. Б. Барклая-де-Толли об отводе русских войск.
На самом деле решение отступить от Смоленска спасло русскую армию от неизбежного окружения. Тем не менее популярность Багратиона в войсках позволила военной оппозиции использовать его имя в борьбе против Барклая-де-Толли.
В Бородинском сражении (26 августа 1812 г.) войска Багратиона защищали левый фланг русской позиции, на который в начале боя пришёлся главный удар наполеоновской армии.
Итоги и результаты: Считался любимым учеником Суворова, в 1799 г. ему присвоили звание генерал-майора.
Отличился в ряде сражений, в том числе под Аустерлицем (1805 г.).
Князь лично водил свои части в контратаки и был тяжело ранен осколком гранаты в берцовую кость левой ноги. Умер от полученного ранения 24 сентября 1812 г. в селе Симы Владимирской губернии.
В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 - 1924)
Основные направления деятельности: I . До свержения царского режима:
1.В биографии Ленина образование было получено в Симбирской гимназии (он родился в городе Симбирске). 2. После недолгого обучения в Казанском университете из-за содействия студенческому движению был исключен. В Казани вступает в марксистский кружок.
3. В Петербурге в 1893 году занимается публицистикой, изучает вопросы социал-демократии, политэкономии.
В 1895 году он стал основателем марксистской группы «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
4. В результате ареста отправлен в Енисейскую губернию. Именно там через три года Владимир Ильич женился на Н. Крупской.
5. После окончания ссылки в 1900 году, поселяется в Пскове. Затем в биографии Ульянова в сотрудничестве с другими активистами основывается, издается газета «Искра», журнал «Зоря». В одном из выпусков подписался как Ленин (другие псевдонимы: Ильин, Фрей, Карпов, Петров).
6. Ленин был одним из организаторов второго съезда РСДРП, составил план работы, устав партии, пытаясь создать новое общество с помощью социалистической революции.
7. Во время революции 1905-1907 годов Ленин находился в Швейцарии. После ареста многих членов партии, руководство переходит к Ульянову.
8. Продолжает революционную агитацию в эмиграции, руководит большевистской партией.публикует газету «Правда», укрепляет революционные организации.
II. После совершения февральской революции 1917 года вернулся в Россию,
1. выступил с докладом (т. н. апрельские тезисы).
2. после неудачной попытки взять власть мирным путем и после объявления о его аресте уходит в подполье.
3. Ленин реализует план пролетарской революции,возглавляет антиправительственное восстание,
4. На съезде Советов возглавил новое правительство: СНК – Совет Народных Комиссаров. Он руководит заседаниями, совещаниями.
5. До 1922г руководит деятельностью правительства, проводит множество преобразований:
6. По его инициативе заключается мирный договор с Германией, основывается Красную Армию, III Коммунистический Интернационал.
7. По его инициативе в годы войны "красные" применяли тактику "красного террора" и насилия.
8. Политику военного коммунизма Ленин изменяет на новую экономическую политику, направленную на рост народного хозяйства, основывает социалистическое государство – СССР.
9. В результате плохого состояния здоровья скончался 21 января 1924 года.
Итоги и результаты: В. И. Ленин– политический деятель, революционер, основатель большевистской партии, Советского государства, председатель СНК.
После смерти сформировался своеобразный культ его личности: в городах и селах ставились памятники Ленину, многие объекты переименовывались в его честь. Были открыты библиотеки имени Ленина, однако не все его пожелания приведены в жизнь. Мавзолей Ленина в Москве хранит до сих пор его тело.
Мао Цзэдун
Годы жизни: 1893 – 1976 гг.
Мао Цзэдун – китайский государственный и политический деятель, председатель ЦК КП Китая с 1943 г. Основатель коммунистической партии Китая.
Основные направления деятельности:
1. Гражданская война 1946 – 1949 гг. После победы над Гоминьданом, Мао провозгласил в Пекине создание Китайской Народной Республики.
2. Модернизация страны. Десятки тысяч китайцев получили образование в СССР. Было построено более 250 современных промышленных предприятий.
3. Объявление свободы слова. В 1957 г. Мао объявил лозунг «Пусть расцветают все цветы» и объявил свободу слова. Но с инакомыслящими вскоре начались решительные расправы.
4. Создание культа личности Мао.
5. Программа «Большого скачка». Перестройка деревни. Большинство крестьян было объединено в коммуны по нескольку тысяч человек в каждой.
6. «Великая пролетарская культурная революция». Погромы партийных и государственных органов молодежью. Волна насилия прокатилась по всей стране.
Основные итоги деятельности:
1. Разрыв отношений между СССР и Китаем.
2. В 1975 г. была принята новая конституция, в которой производственная бригада (а не коммуна) признавалась основной хозрасчетной единицей.
3. Достижения в науке. В 1964 г., благодаря полученным ранее советским технологиям удалось испытать китайскую атомную бомбу.
После смерти Мао власть в стране перешла к «выдвиженцам культурной революции» во главе с его женой Цзян Цин, но они продержались у власти очень недолго. Цзян Цин в составе «банды четырех» была арестована. В Китае начались реформы. Однако, несмотря на официальную критику ошибок Мао «великий кормчий» по-прежнему уважаем в Китае как создатель КПК и КНР.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) А. В. Суворов;
2) Симон Боливар;
3) Николай II;
4) Г. В. Плеханов.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Николай II (1868-1918)
Основные направления деятельности:
1. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи
2. Манифест от 3 февраля 1899 года о порядке законодательства в Великом княжестве Финляндском
3. Заключено соглашение между Россией и Австрией на 10 лет
4. Осуществлена денежная реформа
5. Отменена ссылка в Сибирь как мера наказания
6. Русско.японская война
7. 17 апреля 1905 года был дан указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший ряд вероисповедных ограничений, в частности в отношении «раскольников»
8. Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»
9. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу
10. Начала осуществляться столыпинская» аграрная реформа
11. Первая мировая война
12. Отречение от престола
Итоги:
1. Установление золотого стандарта рубля
2. Период экономического роста
3. Поражение в Русско-японской войне
4. Революция 1905-1907 годов
5. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции
6. Формирование политических партий
7. Создание Государственной думы
8. Реформа государственного совета - преобразование его в верхнюю палату парламента
9. Утверждение «Основных законов Российской империи»
10. Провозглашение cвободы слова
11. Частичная политическая амнистия
12. Участие России в Первой мировой войне
13. Революция 1917 и Гражданская война
14. Образование коалиционного временного правительства во главе с А. Ф. Керенским
15. Приход большевиков к власти
16. Расстрел Николая II и его семьи. Падение монархии
Симон Боливар, (1783 - 1830,), один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке, военный и государственный деятель Южной Америки, где известен как Освободитель (с 1813 года).
Ранние годы. Родился в знатной креольской семье баскского происхождения. Рано лишился родителей. На воспитание и формирование мировоззрения Боливара большое влияние оказал его учитель и старший друг, видный просветитель С. Родригес. Юность провел в Европе (1799-1806, Испания, Франция, Италия), где рано женился, но вскоре овдовел. 15 августа 1805 года на холме Монте-Сакро в Риме, в присутствии Родригеса, поклялся бороться за освобождение Южной Америки от колониального ига.
Венесуэльская республика. Принял активное участие в свержении испанского господства в Венесуэле (апрель 1810 года) и провозглашении ее независимой республикой (1811). После разгрома последней испанскими войсками, в 1812 году обосновался в Новой Гранаде (ныне Колумбия), а в начале 1813 года вернулся на родину. В августе 1813 года его войска заняли Каракас; была создана 2-я Венесуэльская республика во главе с Боливаром. Однако, не решившись провести реформы в интересах народных низов, он не сумел заручиться их поддержкой и в 1814 году потерпел поражение. Вынужденный искать убежище на Ямайке, в сентябре 1815 года опубликовал там открытое письмо, где выражал уверенность в скором освобождении испанской Америки.
Образование Колумбии. Осознав наконец необходимость освобождения рабов и решения других социальных проблем, Боливар убедил президента Гаити А. Петиона оказать повстанцам военную помощь и в декабре 1816 года высадился на побережье Венесуэлы. Отмена рабства (1816) и изданный в 1817 году декрет о наделении солдат освободительной армии землей позволили ему расширить социальную базу. Вслед за успешными действиями в Венесуэле его войска в 1819 году освободили Новую Гранаду. В декабре 1819 года он был избран президентом провозглашенной Национальным конгрессом в Ангостуре (ныне Сьюдад-Боливар) республики Колумбии, куда вошли Венесуэла и Новая Гранада. В 1822 году колумбийцы изгнали испанские силы из провинции Кито (ныне Эквадор), которая присоединилась к Колумбии.
Освобождение Южной Америки. В июле 1822 года Боливар встретился в Гуаякиле с Х. де Сан-Мартином, армия которого уже освободила часть Перу, но не сумел договориться с ним о совместных действиях. После отставки Сан-Мартина (20 сентября 1822 года) он в 1823 году направил в Перу колумбийские части, и в 1824 году (6 августа при Хунине и 9 декабря на равнине Аякучо) были разгромлены последние испанские силы на американском континенте. Боливар, еще в феврале 1824 года ставший диктатором Перу, возглавил и созданную в 1825 году на территории Верхнего Перу республику Боливию, названную так в его честь.
Распад колумбийской федерации. Стремясь к объединению испано-американских государств, Боливар созвал в Панаме конгресс их представителей (1826), но не добился успеха. По окончании освободительной войны в противовес его централистской политике в регионе усилились центробежные тенденции. В результате сепаратистских выступлений Боливар лишился власти в Перу и Боливии (1827-1830). В начале 1830 года он ушел в отставку и вскоре умер.
Суворов Александр Васильевич (1730— 1800 гг.)
Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский.
Основные направления деятельности: 1. С 1758 г. (во время Семилетней войны) находился на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении (1759 г.), во взятии Берлина (1760 г.) и Кольберга (1761 г.). В 1762 г. произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, в 1763 г. — командиром Суздальского пехотного полка (до 1769 г.). В 1764—1765 гг. составил и ввел в действие «Полковое учреждение» — наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат.
2. В мае — июне 1773 г отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В августе 1774 г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления восстания под руководством Е. И.Пугачева, сопровождал захваченного в плен Пугачева в Симбирск.
В 1774—1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.
В 1786 г. Суворов был произведен в генерал-аншефы.
В 1788 г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен. Руководил штурмом Измаила. В 1791—1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах империи. В августе 1794 г назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 г.
Импертарица Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795 г отозвала его из Польши. Приняв в 1796 г командование войсками на юге (в Тульчине), Суворов написал знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором обобщил многолетний опыт обучения и воспитания войск. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора Павла I привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии и ссылку в село Кончанское Новгородской губернии.
В 1799г. совершил знаменитые итальянский и швейцарский походы за которые получил титул князя и высшее воинское звание генералиссимуса.
Итоги: А. В. Суворов был не только одним из самых выдающихся полководцев всех времен, но и талантливым педагогом, и достаточно даровитым писателем. Многие его теоритические положения о военном искусстве актуальны и поныне.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918).
Основные направления деятельности: С 1880 г. - в эмиграции. Основатель первой социал-демократической ячейки в России - "Группы Освобождение Труда" в 1883 г. Один из крупнейших вождей социал-демократического движения в России и II Интернационала. Наиболее известны его следующие книги: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Обоснование народничества в трудах В. В.", "К развитию монистического взгляда на историю", "Наши разногласия", "Beitrage zur Geschichte des Materialismus", "Н. Г. Чернышевский" и сборники статей "За 20 лет", "Критика наших критиков" и др. Плеханов был долгое время главарем меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. Вместе с Лениным и др. он руководит "Искрой", а на 2 Съезде поддерживает Ленина против Мартова и Аксельрода. Но вскоре после Съезда Плеханов отходит к своим старым друзьям, а после московского декабрьского восстания 1905 г. провозглашает свое знаменитое сужденье: "не нужно было браться за оружие". После февраля Плеханов возглавляет наиправейшую социал-демократическую группу "Единство", не гнушаясь близостью с такими политическими негодяями, как Алексинский. В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно.
Итоги: Деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма.Главнейшие заслуги Плеханова, помимо блестящего обоснования роли рабочего движения в России, относятся к области пропаганды и разработки основных проблем марксизма в целом ряде трудов и статей.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Елизавета Петровна;
2) К. П. Победоносцев;
3) Франклин Рузвельт;
4) Е. Т. Гайдар.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Елизавета Петровна (1741-1761)
Основные направления деятельности:
1. Упразднение Кабинета министров и расширение полномочий Сената.
2. Возвращение Елизаветы Петровны к традициям Православной Церкви в жизни государства
3. Проведение покровительственной политики по отношению к дворянству
4. Развитие текстильной, горнодобывающей и металлургической промышленности
5. Введение единой государственной пошлины. Увеличение косвенных налогов. Принятие нового Таможенного устава, таможенного тарифа.
6. Реорганизация управления и модернизация артиллерийского вооружения русской армии
7. Война со Швецией, участие России в «Семилетней войне»
Итоги:
1. Восстановление петровской системы государственного управления
2. Усиление авторитета РПЦ в обществе
3. Усиление привилегированного положения дворянства в государстве и обществе. Дальнейшее усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков
4. Активизация хозяйственной деятельности государства по стимулированию экономического развития страны. Упорядочивание таможенной и налоговой системы страны
5. Упорядочение правовой базы хозяйственной деятельности
6. Дальнейшая модернизация армии и повышение её боеспособности
7. Упрочение петровских завоеваний в Прибалтике, активизация внешней политики России в Центральной Европе
Его́р Тиму́рович Гайда́р (1956 — 2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.
Основные направления деятельности: I Как экономист:
1. Основатель и директор Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.
2. Автор многочисленных публикаций по экономике, нескольких монографий, посвященных экономической истории России и анализу процессов перехода от плановой экономики к рыночной.
II Как политик и государственный деятель:
1. Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России.
2. В 1991—1994 годы занимал высокие посты в правительстве России, в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства.
3. Принимал участие в подготовке Беловежского соглашения.
4. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.
5. Один из ключевых участников событий со стороны правительства во время Конституционного кризиса 1993 года и прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета России.
6. Организатор антивоенных митингов во время Первой чеченской войны.
7 Основатель и один из руководителей партий «Демократический выбор России» и «Союз правых сил».
8. Руководитель фракции «Выбор России» в Государственной Думе первого созыва (1993—1995) и депутат от фракции СПС Думы третьего созыва (1999—2003).
9. Принимал участие в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде.
Итоги и результаты:
Отношение к Гайдару и его реформам противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 году предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Оппоненты Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики. Существуют также промежуточные точки зрения, усматривающие в его деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Память Гайдара увековечена указом президента России.
Рузвельт Франклин Делано (30.1.1882 — 12.4.1945), государственный деятель США, президент США в 1933—45. По образованию юрист.
Основные направления деятельности: I В области внутренней политики:
1. В 1910 избран в сенат штата Нью-Йорк от Демократической партии.
2. В 1913—20, будучи помощником морского министра в правительстве Т. В. Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США.
3. В 1920 Р. — кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. После поражения на выборах возвратился к частной юридической практике и предпринимательской деятельности.
4. С августа 1921 в результате полиомиелита на всю жизнь потерял способность свободно передвигаться. Несмотря на болезнь, Р. продолжал играть всё более заметную роль в руководстве Демократической партии.
5. В 1928 избран губернатором штата Нью-Йорк. В обстановке мирового экономического кризиса 1929—33 и обострения классовой борьбы в стране критика Р. реакционной политики правящей Республиканской партии содействовала росту его популярности.
6. В 1932 Р. был избран президентом США от Демократической партии.
7. Вступив в должность (1933), Р. принял ряд чрезвычайных мер по государственному регулированию экономики, которые, как он считал, способны оздоровить экономику и спасти капиталистическую систему.
8. Под нажимом трудящихся масс правительство Р. пошло также на некоторые уступки в социальной области. В целом реформы Р., получившие название "новый курс", знаменовали собой новую ступень в развитии государственно-монополистического капитализма США.
9. В 1936 при решающей поддержке народных масс Р. был избран президентом на второй срок.
II. В области внешней политики
1. Р. проявил себя как реалистически мыслящий государственный деятель. 16 ноября 1933 правительство Р. установило дипломатические отношения с СССР.
2. Учитывая растущее в странах Латинской Америки сопротивление экспансии американского империализма, Р. провозгласил доктрину "добрососедства", отдававшую предпочтение завуалированным формам проникновения в эти страны.
3. Р. сознавал опасность, грозящую США со стороны фашизма, и осуждал агрессивные замыслы Германии, Италии, Японии. С началом 2-й мировой войны 1939—45 выступил за оказание поддержки Великобритании и Франции против фашистской Германии.
4. После нападения фашистской Германии на СССР заявил 24 июня 1941 о готовности США оказать поддержку борьбе советского народа.
5. В противовес реакционным силам США, выступавшим с позиций антисоветизма, отстаивал идею сближения двух стран и оказания материальной помощи СССР.
6. После вступления США в войну (декабрь 1941) Р. внёс крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции.
7. Представляя США на Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях, придавал важное значение развитию послевоенного международного сотрудничества и созданию ООН.
8. Высоко оценивал мужество и стойкость советского народа в борьбе с захватчиками и выступал убеждённым сторонником сохранения и укрепления сотрудничества между СССР и США в послевоенный период, усматривая в этом важнейшее условие сохранения всеобщего мира.
Итоги: Внутренняя политика:Благодаря его деятельности США сравнительно быстро вышли из мирового кризиса 30гг, повысил роль государства в экономической жизни страны, улучшилась социальная сфера.
Внешняя политика: Его деятельность сыграла большую роль в победе над фашистской Германией. Произошло сближение с СССР. Создал предпосылки для превращения США в великую сверхдержаву.
Несмотря на ограниченность и противоречивость результатов "нового курса", обусловленных классовой природой буржуазного реформизма, Р. и в последующем сохранил поддержку большинства избирателей. Впервые в истории США Р. был избран президентом на третий (в 1940), а затем на четвёртый (в 1944) срок.
Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Основные направления деятельности:
1. Русский государственный деятель, юрист.
2. В 1880-1905 гг.- обер-прокурор Священного Синода. Вдохновитель крайней реакции.
3. Был учителем царской семьи и имел большое влияние на Александра III и Николая II.
4. На протяжении всей своей деятельности был решительным противником веротерпимости; по своему ведомству особенно преследовал сектантов и старообрядцев.
5. Травля инородцев, руссификация окраин, угнетение национальных меньшинств - все это при Победоносцеве проводилось решительно и систематически.
6.Ярый сторонник неограниченного самодержавия, он боролся против каких бы то ни было уступок революционному движению 1905 г.
Итоги и результаты: Лишь октябрьская стачка окончательно вырвала почву из-под его ног: конституционный манифест 17 октября означал решительный крах политики Победоносцева. Через два дня после манифеста 17 октября 1905 г. Победоносцев подал в отставку, не прекращает свою деятельность. Широко используя свое влияние в церковных и политических кругах, он до самой смерти (в 1907 г.) продолжает упорную борьбу за полное безоговорочное сохранение всех устоев самодержавного порядка.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Владимир Мономах;
2) Александр I;
3) Сунь Ятсен;
4) А. Д. Сахаров.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Владимир Мономах (1078-1125)
Основные направления деятельности:
1. С 1078 г. князь Черниговский
2. С 1094 г. князь Переяславский
3. С 1113 г. Великий князь Киевский
4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)
5. Военные походы против степняков-половцев
6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»
7. Составление князем «Поучения»
8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»
Итоги:
1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)
2. Ослабление набегов степняков на русские земли
3. Дальнейшее развития письменного права
4. Расширение границ Киевской Руси
5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя
5. Развитие церковного зодчества
6. Развитие религиозной и светской культуры
Александр I (1801-1825)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I
2. Отмена запретов на западноевропейскую моду
3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы
4. Отмена запретов на деятельность частных типографий
5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам
6. Упразднение Тайной экспедиции
7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)
8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий
9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)
10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае
11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки
12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования
13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)
14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)
15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре
16. Реформа Сената
17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)
18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)
19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения
20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I
21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)
22. Введение автономии в Бессарабии (1818)
23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Присоединение Грузии (1801-1804)
2. Война с Ираном (1804-1813)
3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)
4. Война с Османской империей (1806-1812)
5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии
6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)
7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)
Итоги внутренней политики:
1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя
2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)
3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)
4. Частичная либерализация земельных отношений
5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии
6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования
7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)
8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии
9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ
Итоги внешней политики:
1. Усиление авторитета России как освободительницы от ига наполеонизма в послевоенной Европе
2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза
3. Расширение границ Российской империи
Андрей Дмитриевич Сахаров
А. Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г. г. -правление Н. С.Хрущева и Л. И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.
Направления деятельности:
1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н. С.Хрущеву.
2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.
В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.
Возвратился в Москву при М. С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…
Результаты его деятельности : большой вклад в науку,, весь мир знает А. Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б. Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) А. В. Суворов;
2) Симон Боливар;
3) Николай II;
4) Г. В. Плеханов.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Николай II (1868-1918)
Основные направления деятельности:
1. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи
2. Манифест от 3 февраля 1899 года о порядке законодательства в Великом княжестве Финляндском
3. Заключено соглашение между Россией и Австрией на 10 лет
4. Осуществлена денежная реформа
5. Отменена ссылка в Сибирь как мера наказания
6. Русско.японская война
7. 17 апреля 1905 года был дан указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший ряд вероисповедных ограничений, в частности в отношении «раскольников»
8. Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»
9. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу
10. Начала осуществляться столыпинская» аграрная реформа
11. Первая мировая война
12. Отречение от престола
Итоги:
1. Установление золотого стандарта рубля
2. Период экономического роста
3. Поражение в Русско-японской войне
4. Революция 1905-1907 годов
5. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции
6. Формирование политических партий
7. Создание Государственной думы
8. Реформа государственного совета - преобразование его в верхнюю палату парламента
9. Утверждение «Основных законов Российской империи»
10. Провозглашение cвободы слова
11. Частичная политическая амнистия
12. Участие России в Первой мировой войне
13. Революция 1917 и Гражданская война
14. Образование коалиционного временного правительства во главе с А. Ф. Керенским
15. Приход большевиков к власти
16. Расстрел Николая II и его семьи. Падение монархии
Суворов Александр Васильевич (1730— 1800 гг.)
Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский.
Основные направления деятельности: 1. С 1758 г. (во время Семилетней войны) находился на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении (1759 г.), во взятии Берлина (1760 г.) и Кольберга (1761 г.). В 1762 г. произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, в 1763 г. — командиром Суздальского пехотного полка (до 1769 г.). В 1764—1765 гг. составил и ввел в действие «Полковое учреждение» — наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат.
2. В мае — июне 1773 г отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В августе 1774 г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления восстания под руководством Е. И.Пугачева, сопровождал захваченного в плен Пугачева в Симбирск.
В 1774—1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.
В 1786 г. Суворов был произведен в генерал-аншефы.
В 1788 г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен. Руководил штурмом Измаила. В 1791—1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах империи. В августе 1794 г назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 г.
Импертарица Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795 г отозвала его из Польши. Приняв в 1796 г командование войсками на юге (в Тульчине), Суворов написал знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором обобщил многолетний опыт обучения и воспитания войск. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора Павла I привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии и ссылку в село Кончанское Новгородской губернии.
В 1799г. совершил знаменитые итальянский и швейцарский походы за которые получил титул князя и высшее воинское звание генералиссимуса.
Итоги: А. В. Суворов был не только одним из самых выдающихся полководцев всех времен, но и талантливым педагогом, и достаточно даровитым писателем. Многие его теоритические положения о военном искусстве актуальны и поныне.
Симон Боливар, (1783 - 1830,), один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке, военный и государственный деятель Южной Америки, где известен как Освободитель (с 1813 года).
Уже в ранние годы поклялся бороться за освобождение Южной Америки от колониального ига.
1. Венесуэльская республика. Принял активное участие в свержении испанского господства в Венесуэле (апрель 1810 года) и провозглашении ее независимой республикой (1811). . Однако, не решившись провести реформы в интересах народных низов, он не сумел заручиться их поддержкой и в 1814 году потерпел поражение. Вынужденный искать убежище на Ямайке, в сентябре 1815 года опубликовал там открытое письмо, где выражал уверенность в скором освобождении испанской Америки.
2. Образование Колумбии. Осознав наконец необходимость освобождения рабов и решения других социальных проблем, Боливар убедил президента Гаити А. Петиона оказать повстанцам военную помощь и в декабре 1816 года высадился на побережье Венесуэлы. Отмена рабства (1816) и изданный в 1817 году декрет о наделении солдат освободительной армии землей позволили ему расширить социальную базу. Вслед за успешными действиями в Венесуэле его войска в 1819 году освободили Новую Гранаду. В 1822 году колумбийцы изгнали испанские силы из провинции Кито (ныне Эквадор), которая присоединилась к Колумбии.
3. Освобождение Южной Америки. В июле 1822 года Боливар встретился в Гуаякиле с Х. де Сан-Мартином, армия которого уже освободила часть Перу, но не сумел договориться с ним о совместных действиях. После отставки Сан-Мартина (20 сентября 1822 года) он в 1823 году направил в Перу колумбийские части, и в 1824 году (6 августа при Хунине и 9 декабря на равнине Аякучо) были разгромлены последние испанские силы на американском континенте. Боливар, еще в феврале 1824 года ставший диктатором Перу, возглавил и созданную в 1825 году на территории Верхнего Перу республику Боливию, названную так в его честь.
Распад колумбийской федерации. Стремясь к объединению испано-американских государств, Боливар созвал в Панаме конгресс их представителей (1826), но не добился успеха. По окончании освободительной войны в противовес его централистской политике в регионе усилились центробежные тенденции. В результате сепаратистских выступлений Боливар лишился власти в Перу и Боливии (1827-1830). В начале 1830 года он ушел в отставку и вскоре умер.
Итоги: Был организатором крушения колониального режима испанцев в Латинской Америке.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918).
Основные направления деятельности: С 1880 г. - в эмиграции. Основатель первой социал-демократической ячейки в России - "Группы Освобождение Труда" в 1883 г. Один из крупнейших вождей социал-демократического движения в России и II Интернационала. Наиболее известны его следующие книги: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Обоснование народничества в трудах В. В.", "К развитию монистического взгляда на историю", "Наши разногласия", "Beitrage zur Geschichte des Materialismus", "Н. Г. Чернышевский" и сборники статей "За 20 лет", "Критика наших критиков" и др. Плеханов был долгое время главарем меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. Вместе с Лениным и др. он руководит "Искрой", а на 2 Съезде поддерживает Ленина против Мартова и Аксельрода. Но вскоре после Съезда Плеханов отходит к своим старым друзьям, а после московского декабрьского восстания 1905 г. провозглашает свое знаменитое сужденье: "не нужно было браться за оружие". После февраля Плеханов возглавляет наиправейшую социал-демократическую группу "Единство", не гнушаясь близостью с такими политическими негодяями, как Алексинский. В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно.
Итоги: Деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма.Главнейшие заслуги Плеханова, помимо блестящего обоснования роли рабочего движения в России, относятся к области пропаганды и разработки основных проблем марксизма в целом ряде трудов и статей.
Пройти тестирование по этим заданиям
Наверх