ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Какой город после его присоединения к Москве в XV в. лишился веча и посадника?
1) Новгород Великий
2) Тверь
3) Смоленск
4) Астрахань
Ответ:
Против кого сражалась русская рать в Невской битве в 1240 г.?
1. Монголов
2. Половцев
3. Шведов
4. Хазар
Ответ:
Следствием преобразований, проведённых в период регентства Елены Глинской, было
1) создание стрелецкого войска
2) ограничение местничества
3) введение общерусской денежной единицы - серебряной копейки
4) учреждение приказной системы управления
Ответ:
Какое произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации?
1) «Домострой»
2) «Поучение детям»
3) «Задонщина»
4) «Юности честное зерцало»
Ответ:
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите князя, о котором идёт речь.
«...заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри стали появляться... Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.
...Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов..." И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола».
1) Андрей Боголюбский
2) Игорь Святославич
3) Ярослав Мудрый
4) Святослав Игоревич
Ответ:
Какая из форм организации промышленного производства появилась в России в XVII в.?
1. Мануфактуры
2. Промыслы
3. Монополии
4. Фабрики
Ответ:
Как называлась военная операция, в результате которой в сентябре 1812 г. русская армия после оставления Москвы смогла оторваться от преследования французов и заняла позиции в укреплённом лагере?
1) Тарутинский марш-манёвр
2) сражение под селом Красным
3) параллельное преследование французских войск
4) сражение у реки Березины
Ответ:
Следствием разделов Речи Посполитой стало(а)
1) вхождение в состав России балтийского побережья от Гданьска до Выборга
2) передача России Левобережной Украины и Киева
3) создание антироссийской коалиции в составе Австрии и Пруссии
4) присоединение к России Западной Белоруссии и Западной Украины
Ответ:
Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.
«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»
1) Павел I
2) Пётр I
3) Александр II
4) Николай I
Ответ:
Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала
1) национализацию части помещичьей земли
2) ограничение политики переселения крестьян
3) развитие общинного землевладения
4) образование отрубов и хуторских хозяйств
Ответ:
Что из перечисленного было одним из следствий Великих реформ 1860-1870-х гг. в России?
1. Учреждение центрального всесословного законосовещательного органа
2. Создание системы всесословных выборных органов местного самоуправления
3. Создание министерств
4. Установление в стране конституционного строя
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического документа и назовите подписавшего этот документ министра.
«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших Парижский трактат, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море;
что его императорское величество считает своим правом и своею обязанностью заявить его величеству султану о прекращении действия дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые Российская империя и Османская империя представили себе содержать в Чёрном море;
...государь император прямодушно уведомляет державы, подписавшие и гарантировавшие трактат, что его императорское величество возвращает в этом отношении его величеству султану права его во всей полноте, точно так же, как восстановляет свои собственные...»
1) К. П. Победоносцев
2) А. М. Горчаков
3) С. Ю. Витте
4) М. Т. Лорис-Меликов
Ответ:
Руководителем первой русской экспедиции, открывшей в 1820 г. Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах, был
1) Н. Н. Миклухо-Маклай
2) Н. М. Пржевальский
3) Ф. Ф. Беллинсгаузен
4) В. И. Беринг
Ответ:
Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?
1. Создание Коминтерна
2. Подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему
3. Исключение СССР из Лиги Наций
4. Установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией
Ответ:
Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?
1. Начало массовой коллективизации
2. Существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи
3. Результаты референдума о создании СССР
4. Заключение Брест-Литовского мирного договора
Ответ:
Какое событие способствовало поддержанию морального духа советских воинов в ходе Московской битвы?
1. Трансляция исполнения Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде
2. Первый победный салют в Москве
3. Проведение традиционного военного парада на Красной площади
4. Открытие Второго фронта в Западной Европе
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.
«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».
1) Московская
2) Курская
3) за Днепр
4) за Берлин
Ответ:
Какой орган власти был создан в период «перестройки»?
1) Федеральное Собрание
2) Государственная Дума
3) Верховный Совет СССР
4) Съезд народных депутатов
Ответ:
Что явилось одним из итогов восьмой пятилетки развития народного хозяйства СССР (1966-1970 гг.)?
1. Открытие первой очереди Московского метрополитена
2. Ввод в действие тракторных заводов в городах Волгограде, Челябинске, Харькове
3. Восстановление Днепрогэса
4. Ввод в действие первой очереди Волжского автомобильного завода в г. Тольятти
Ответ:
Появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» относится к периоду
1) «застоя»
2) «оттепели»
3) последних лет руководства страной И. В. Сталина (1945-1953 гг.)
4) «перестройки»
Ответ:
Кто из перечисленных лиц занимал должность Председателя Правительства РФ в период президентства Б. Н. Ельцина?
1) Н. И. Рыжков
2) В. А. Зубков
3) Д. А. Медведев
4) С. В. Кириенко
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Бородинское сражение
2) учреждение патриаршества в России
3) Швейцарский поход А. В. Суворова
4) введение всеобщей воинской повинности
5) созыв Уложенной комиссии
Ответ:
Какие три из перечисленных исторических личностей были высокопоставленными чиновниками в царствование Николая I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) К. П. Победоносцев
2) М. Т. Лорис-Меликов
3) С. С. Уваров
4) Г. Е. Львов
5) М. М. Сперанский
6) А. Х. Бенкендорф
Ответ:
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей СССР и РФ и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
A) Ю. В. Андропов
Б) Е. Т. Гайдар
B) А. Н. Косыгин
Г) Г. М. Маленков
1) разработка экономической программы «500 дней»
2) попытка наведения порядка и искоренения коррупции в СССР в начале
3) руководство деятельностью Правительства СССР в
4) проведение экономических реформ во второй половине
5) руководство проведением радикальных экономических реформ в начале
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1953−1964 гг.
1) Варшавский договор
2) «Пражская весна»
3) Карибский кризис
4) десталинизация
5) «оттепель»
6) ввод советских войск в Афганистан
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное словосочетание.
Г. В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу «_____________________», главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
| Правитель | Событие | Век |
|---|---|---|
| Иван IV | Введение опричнины | __________(А) |
| __________(Б) | __________(В) | Х в. |
| __________(Г) | Составление первого письменного законодательства | XI в. |
| Урбан II | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Красное Солнышко
2) XVI в.
3) провозглашение крестовых походов
4) крещение Руси
5) предание анафеме Православной церкви католиками
6) XIV в.
7) Иван III
8) XI в.
9) Ярослав Мудрый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.
«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к «заветам» Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П. Н. Милюков.
2. Данный отрывок написан в период 1920−1925 гг.
3. Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.
4. Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции.
5. Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.
6. Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.
Ответ:
Напишите имя и порядковый номер или официальное прозвание монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.
Ответ:
Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой 2.
Ответ:
Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Город, обозначенный на схеме цифрой 3, стал базой русского Черноморского флота.
2. Следствием данной войны стала потеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.
3. Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.
4. Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой 4.
5. Одним из главных событий войны, ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.
6. Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схеме цифрой 1, командовал Ф. Ф. Ушаков.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На картине изображены представители царской династии.
2) Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
3) Данная картина является единственным обращением её автора к теме истории России.
4) Действие картины происходит в XVII в.
5) Автором картины является В. И. Суриков.
Ответ:
Какие из данных памятников архитектуры были созданы при жизни персонажей, изображённых на картине? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны
Ответ:
Укажите век и десятилетие, когда было сделано данное выступление. Назовите фамилию государственного деятеля, произнёсшего эту речь. Укажите название законодательного органа, в котором эта речь была произнесена.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие меры в отношении крестьян предлагает автор выступления в данном отрывке? Укажите три меры.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите не менее трёх любых внутриполитических мероприятий, предложенных автором данного выступления, о которых не говорится в отрывке.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Во второй половине XIII - первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды.
Укажите три основных преимущества, которые получал победитель в этой борьбе.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Карл Великий;
2) патриарх Никон;
3) Александр III;
4) А. И. Солженицын.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.